ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕТЕРАНОВ И ПЕНСИОНЕРОВ ПРОКУРАТУРЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕТЕРАНОВ И ПЕНСИОНЕРОВ ПРОКУРАТУРЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Из воспоминаний ветеранов прокуратуры о Михаиле Шилове

5 мая 2020

Михаил Михайлович Шилов

 

     Родился 26 июля 1916 года в селе Остров Солецкого района Новгородской области. После окончания школы работал в комсомольских органах.

     В декабре 1939 года призван в РККА. С первых дней войны воевал на Западном фронте в качестве заместителя командира роты 895 стрелкового полка, затем принимал участие в боях за Сталинград, на Украинском фронте. Дважды был ранен. В сентябре 1943 года уволен в запас по ранению.

      В 1946 году направлен партийными органами на работу в прокуратуру Рязанской области. Работал помощником прокурора Милославского района, прокурором Берёзовского района, а с 1951 года в аппарате прокуратуры области начальником отдела по надзору за органами милиции. После упразднения отдела назначен прокурором следственного отдела и на этом посту работал в течение двадцати лет. Всего прослужил в прокуратуре 32 года. Умер в 1995 году.

Государственные награды: орден Отечественной войны I степени, медали «За оборону Сталинграда», «За оборону Киева», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другие.


Воспоминания о М.М.Шилове Сквордякова Владимира Петровича,
участника Великой Отечественной войны, ветерана прокуратуры

(15 декабря 1999 года в городской прокуратуре на семинаре следователей
райпрокуратур города Рязани В.П. Сквордяков поделился воспоминаниями
о многих работниках прокуратуры,в том числе о М.М.Шилове.
Воспоминания приводятся по сохранившейся видеозаписи)

Мой друг и кумир Шилов

Михаил Михайлович - это в высшей степени порядочнейший человек, совестливый. Надёжный друг, да и работник великолепный. Он очень немногословный, Большой талант у него был: умел выслушивать людей.

У меня самый светлый период работы в прокуратуре - это когда я был в отделе по надзору за милицией. Ещё одним прокурором отдела был Старостин Владимир Евгеньевич (потом заслуженный юрист России, был начальником следственного отдела УВД в Приморском крае, в Рязанской области) и ещё Суховий Юрка (он, кстати, начинал стажёром следователя у Михаила Михайловича, когда тот был прокурором Берёзовского района. Суховий потом стал начальником управления судебными органами Министерства юстиции). А начальником отдела у нас был Михаил Михайлович Шилов. 


 


Уважали мы его очень. Зайдёт к нам вечером - а мы тогда работали до 12 ночи- и строго спрашивает (он новгородец, выговор своеобразный, как у белорусов): «Ну, как мы эту недельку поработали? Совесть у нас чиста? Перед богом, перед советской властью?» Каждый из нас начинает чесать затылок, думать, чего, может быть, не сделал, да вроде бы всё. Мы ведь расшибались, чтобы не подвести его по работе. А он: «Ну, как, совесть наша чиста или нет?.. Ну, ладно, давайте один вечерок попьём». Выходим, он в приёмную: «Мы проверять КПЗ в управление милиции». Ну, пить - не пили, так, зайдём, посидим, поговорим. Он не большой охотник был до этого.

     Когда я в ГСО работал, был у меня Р., такой своеобразный человек: говорят - женщина лёгкого поведения, а я бы о нём сказал - мужчина лёгкого поведения. Вот один раз приходит (у меня Михаил Михайлович в кабинете был) и говорит: «Я Мурку свою обидел», то есть жену свою Марью Ивановну, судьёй была. И рассказывает, как обидел, Действительно, обидел. Михал Михалыч выслушал и говорит (слово его почему важно было - он секретарём партбюро был, двадцать лет беспрерывно в прокуратуре выбирали, доверяли, как порядочному человеку) : «Александр Сергеевич, а тебе так поступить-то сам ветеринарный фельдшер разрешил». И вышел. Р. ко мне: «Владимир Петрович, ведь вот меня Шилов свиньёй назвал» - «Ну, Александр Сергеевич, свинья, ты знаешь, женского пола, а вот поросёнок - тут некуда деваться». Подумал он, подумал и согласился: «А ведь он прав».

      И вот ещё о стиле работы Михаила Михайловича. Сидим как-то я и Шилов. Открывается дверь. Входит скромно так одетый, не очень интеллигентного вида человек представляется: «Артист Большого театра Пирогов на пенсии». Михаил Михайлович встаёт: «Здравствуйте, Александр Степанович, я начальник отдела по надзору за милицией облпрокуратуры Михаил Михайлович Шилов» - «Михаил Михайлович, вы-то мне и нужны. Случилась величайшая несправедливость. Надо поправлять дело. И прокурор уже санкцию дал. Не за что арестовали человека». О чём речь шла. Пироговы традиционно все годы все праздники отдыхали на Оке в затоне Медвежья голова, где деревня Копаново Ерахтурского района, возле Шилово, у бакенщика останавливались. И вот сына бакенщика арестовали за хулиганство. «Вот не за что совсем». Михаил Михайлович встаёт, подходит к сейфу, открывает дверцу, достаёт дело, Положил на свободный стол Суховия: «Александр Степанович, прошу Вас - садитесь, читайте». Пирогов сел, стал читать. А чего там читать — дело хулиганское, листов пятнадцать в лучшем случае, показания свидетелей. Пирогов прочитал, встал и говорит: «Михаил Михайлович, простите меня, что я плохо подумал о прокуратуре. Извините меня, пожалуйста». Положил дело и откланялся, то есть убедился, что арестовали этого сынка бакенщика совершенно правильно. 


     

Михаил Михайлович в войну был политруком роты. По-моему, этим всё сказано, комментариев не надо. Это те люди, благодаря которым стала крылатой фраза: «Коммунисты, за мной!» и «Коммунисты, вперёд!».Под Ленинградом был тяжело ранен. И так раненый пришёл по путёвке обкома партии на укрепление в прокуратуру, к нам.

Четыре года назад мы его похоронили. Ребята, ей Богу, после этого у меняя как внутри всё оборвалось — и сейчас не проходит. Но я всегда гордился и сейчас с гордостью вспоминаю, что в партию меня рекомендовали два настоящих коммуниста — не поддельных, не перевёртышей, которые сейчас все посты занимают, а два настоящих коммуниста Василий Иванович Успехов и Михаил Михайлович Шилов.

 

Вернуться к списку

Версия для печати